История отечественной киномузыки I часть
История отечественной киномузыки
I часть
https://xn--h1admhga4a8e.xn--p1ai/index.php/novosti/istoriya-otechestvennoj-kinomuzyki-i-chast#sigProId8b71c87d23
А знаете ли вы, что популярность фильма на 70% зависит от киномузыки? Такую формулу успеха вывела главный музыкальный редактор «Мосфильма» Минна Бланк. А еще она отмечала, что хотя бы одна песня из фильма должна сойти с экрана и пойти в народ. Поэтому в кино работали все самые видные советские композиторы.
Авторы музыки проходили строжайший отбор, а в кинопроизводстве существовал целый «институт» музыкальных редакторов. Редакторы следили за качественным наполнением фильмов музыкой – и не только центральных киностудий, но и провинциальных. К примеру, благодаря музыке Александра Зацепина в 60-70-х годах XX века были очень популярны фильмы Среднеазиатских киностудий: «Ангел в тюбетейке» (1969), «Все начиналось в субботу» (1976), «Отважный Ширак» (1976), «Повар и певица» (1978).
В этой серии постов мы предлагаем вам проследить краткую историю отечественной киномузыки, познакомиться с яркими композициями и насладиться их звучанием в избранном фильме!
А теперь погружаемся в историю...
Итак, 28 декабря 1895 года. В ГРАН-КАФЕ, что на бульваре Капуцинок, братья Люмьер собираются представить миру свое изобретение – синематограф. Казалось бы, все готово, но смущает одно: треск из аппарата может испортить все восприятие. Решение приходит спонтанно – провести сеанс под музыкальное сопровождение. И вот «Прибытие поезда» озвучивает музыкальный ансамбль из трех человек. Так что рождение киномузыки состоялось в один день с рождением кино.
Фильмы, которые снимались в первое время, программной музыкальной составляющей не имели. Пианисты–иллюстраторы, в просторечии - «таперы» - подбирали музыку, исходя из сюжета на свой вкус. И только в 1903 году французская киностудия «Pathé» предложила своеобразную музыкальную компиляцию. В коробку с кинопленкой вкладывались ноты с музыкальными пьесами, которые строго соответствовали хронометражу того или иного сюжета.
А вот первый немой фильм с оригинальной авторской музыкой был снят в 1908 году. И тут среди кинематографистов закипели жаркие споры. За пальму первенства долгое время боролись российский фильм «Понизовая вольница» с музыкой Михаила Ипполитова-Иванова и французский «Убийство Герцога Гиза», где композитором выступил Камиль Сен-Санс. Увы, победу одержали французы. Дело в том, что изначально Ипполитов-Иванов сочинял музыку для театральной постановки одноименной пьесы Василия Гончарова, а уже потом режиссер Владимир Ромашков вставил ее в фильм, Сен-Санс писал же музыку непосредственно к фильму.
Первая научная работа о советской киномузыке была опубликована в 1930 году. Это, кстати, за год до того, как кино в СССР стало звуковым. А значит, что научная работа целиком посвящена музыке «Великого немого»! А мы продолжаем нашу киномузыкальную рубрику.
Итак, год –1925. Молодое советское государство собирается широко отмечать двадцатилетие Первой русской революции. По этому поводу особой комиссии ВЦИКа было принято решение снять «большую фильму» о восстании на корабле Черноморского флота «Князь Потемкин–Таврический». Постановку поручили молодому режиссеру Сергею Эйзенштейну. К слову, фильм в этом году отмечает 95-летний юбилей!
Фильм «Броненосец Потемкин» по тем временам получился передовым во всех отношениях – чего только стоил раскрашенный вручную красный флаг. Разумеется, в фильме должна была присутствовать и авторская музыка. Эйзенштейн настаивает на том, чтобы композитором фильма стал Сергей Прокофьев. Но в особой комиссии не приветствуют эту идею, так как Сергей Сергеевич в то время находится во временной эмиграции. Поэтому первые показы фильма иллюстрировались фрагментами симфоний Л. Бетховена. Далее за дело берется другой композитор - Николай Крюков. Однако, по мнению специалистов тех лет, его творение выходит откровенно слабым. И история на этом не заканчивается. В 1929 году Сергей Эйзенштейн вместе с Режиссером Григорием Александровым и оператором Эдуардом Тиссе отправляются работать в Америку. В Штатах Эйзенштейна разыскивает немецкий композитор Эдмунд Майзель с готовой партитурой новой музыки к «Потемкину». Режиссер приходит от нее в восторг, привозит в СССР, и…следы ее теряются.
На сегодняшний день официальным композитором фильма «Броненосец Потемкин» является Дмитрий Шостакович, однако музыки к фильму он специально не писал. Дело в том, что при восстановлении картины в 1976 году музыку Крюкова изъяли, а заменили ее фрагментами 4,5,8 и 11 симфоний Шостаковича, так как они более гармонично подошли к изображению.
В XXI столетии эксперименты с музыкой к фильму «Броненосец Потемкин» продолжились. В 2004 году медиакорпорация BBC заказала новый саундтрек британскому поп-дуэту Pet Shop Boys, а в 2012 году такую же работу проделал композитор Майкл Нейман.
Александр Страхов
Звукорежиссер Курского кинофонда