История отечественной киномузыки II часть

 

История отечественной киномузыки

II часть

 

 

В 1929 году в Ленинграде по руководством инженеров Александра Шорина и Павла Тагера состоялись первые удачные опыты внедрения звука в кино. Первые экспериментальные звуковые фильмы были документальными. Это работы А. Роома и Д. Вертова «План великих работ» и «Симфония Донбасса». А первый звуковой художественный фильм «Путевка в жизнь» режиссера Николая Экка вышел на экраны в 1931 году. Перед кинематографистами сразу же встал вопрос о необходимости создания в звуковой дорожке не только голосов актеров, но и шумов, а также музыки.

Традиции музыки в звуковом кино закладывали Шостакович, Прокофьев и мало кому известный сегодня композитор Попов. Прокофьев наполнял киномузыку симфонизмом («Поручик Киже», 1934; «Александр Невский», 1938), Шостакович считал, что визитной карточкой фильма должна стать песня, жанр которой определяется сценарием («Встречный», 1932; «Юность Максима», 1934), а Гавриил Попов придумал для кино музыкальный ход, названный впоследствии «Психическая атака» (нарастание динамики), использующийся в батальных сценах фильмов до сих пор (яркий пример - «Чапаев», 1934). Кстати, Сергей Прокофьев, находясь во временной эмиграции за рубежом, стажировался в Голливуде, изучая основы звукового кино, а также постигая азы звукозаписи.

Рядом с классиками вскоре стали трудится Исаак Дунаевский («Веселые ребята», 1934; «Волга-Волга», 1938) и Никита Богословский («Истребители», 1939). Оба они были приверженцами народно–песенного стиля, который стал в киномузыке 1930-х годов основным. Ведь именно народно–песенные интонации легли в основу довоенных советских кинокомедий, которые киноведы впоследствии назвали «пиром во время чумы». Гладя на эти радостные соцреалистические фильмы, советский народ, несмотря на жуткие условия, совершал трудовые подвиги, строил города, предприятия, менее болезненно перенес волну сталинских репрессий и вступил в Великую отечественную войну.

Есть такой фильм – «Особо важное задание», режиссера Евгения Матвеева, (кстати, это первый фильм, удостоенный чести Всесоюзной премьеры). Так вот в этом фильме показано, как авиационный завод во время войны из центральной части страны эвакуируют за Волгу. Буквально в чистом поле устанавливают станки, оборудование и начинают производить легендарные штурмовики Ил-2. К чему это мы?

А к тому, что перестановка кинопроизводства на военные рельсы происходила также – без прекращения съемочного процесса. Все киностудии, эвакуированные в Среднюю Азию, буквально «с колес» начинают снимать кино, а вместе с актерами и режиссерами в экспедиции отправляются и композиторы.

Народно-песенный стиль киномузыки, появившийся в довоенное время, продолжает жить и в фильмах военной поры, но здесь этот стиль уже без пафоса, хотя в нем и проглядывается некая эпичность – человеческий порыв, так необходимый для победы.

Эталоном киномузыки того времени можно считать композиции к фильму «Два бойца» (1943) - с поющим под гитару «безголосым», как тогда писали в прессе, Марком Бернесом. Это простое, но, тем не менее, эпическое звучание в военном кино удивительным образом трансформировалось и в более поздних фильмах. Проникновенное пение с гитарным аккомпанементом было вплетено в концепцию фильма «Белорусский вокзал» (1970) – композитор Альфред Шнитке, а также нашло свое отображение в инструментальной теме фильма «Звезда» (2002) – композитор Алексей Рыбников.

Послевоенные годы в советском кино ознаменовались периодом так называемого «малокартинья». Страна испытывала большие экономические трудности, восстанавливая разрушенное в годы войны народное хозяйство. Кинопроизводство, как затратную отрасль экономики, отодвинули на задний план, подкрепив идеологическим тезисом товарища Сталина: «Снимать – меньше, но лучше!».

В кинофильмах тех лет красной нитью проходит тема воспитания нового положительного героя Советской страны, причем на основе биографий великих личностей: поэтов, ученых, композиторов. Поэтому, несмотря на сокращение кинопроизводства до минимума, значительная часть картин того времени - это фильмы-биографии: «Глинка» (1946), «Адмирал Нахимов» (1947), «Мичурин» (1949), «Жуковский» (1950).

Что касается любимых народом кинокомедий, то теперь в их сюжетах нет никаких конфликтов – все герои сплошь положительные, фильмы «громкоголосые», а киномузыка абсолютно проста и доступна для широких масс. Эта простота обусловлена еще и тем, что такой музыки требовал народ–победитель. Марши Исаака Дунаевского («Весна», 1947; «Кубанские казаки», 1949) и песни Никиты Богословского («Пятнадцатилетний капитан», 1945) – яркий образец киномузыки тех лет, где уж тут симфоническим полотнам Шостаковича и Прокофьева.

С личного распоряжения Сталина уничтожаются II и III части фильма «Иван Грозный» режиссера Сергея Эйзенштейна с музыкой Сергея Прокофьева. Эйзенштейн, не выдержавший такого потрясения, умирает в 1948 году, а Прокофьев до самой смерти в 1953 году перестанет работать в кинематографе.

В 1985 году на экраны выходит фильм Карена Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх», посмотрев который советские граждане с ностальгией вспомнили кино 1950-х годов.

В 1950-х годах началось постепенное наращивание кинопроизводства, которое к 1952 году вышло на довоенный уровень. Смерть Сталина и смена политического строя после XX съезда КПСС в 1956 году в корне изменили отношение власти к киноискусству.

Киномузыка, сбросившая с себя оковы симфонизма, получает новый виток развития и становится более открытой и человечной. Фильмы тех лет, по мнению искусствоведов, не просто музыкальны – они «гипермузыкальны». «Весна на Заречной улице» (1956), «Высота» (1957) и «Дом, в котором я живу» (1957) – яркое тому подтверждение.

Фильм «Верные друзья» (1954) с музыкой Тихона Хренникова, помимо основной сюжетной лирической линии, содержит еще и вставные музыкальные номера. Такая концепция появилась в кино в связи со слабым развитием телевидения – фильм дополнялся функцией эстрадного концерта.

Чуть позже эта концепция развилась в отдельный жанр киноискусства – «Фильм-ревю», очень популярный в СССР во второй половине 1950-х годов. Здесь строится комическая сюжетная канва на околомузыкальную тему, а основу фильма составляют музыкальные номера, но не только песенные, но и инструментальные, и танцевальные («Весенние голоса», 1955; «Карнавальная ночь», 1956 – оба режиссер Эльдар Рязанов с музыкой Анатолия Лепина и «Девушка с гитарой», 1958 – режиссер Александр Файнциммер с музыкой Аркадия Островского и Юрия Саульского).

Завершая об этом периоде, и перед рассказом о киномузыке следующего десятилетия, хочется выделить стоящий особняком фильм «Последний дюйм» (1959) с музыкой композитора Моисея Вайнберга. В советской картине впервые за много лет звучит джаз. И хотя это еще очень осторожный джаз, и используется он лишь как иллюстрация заокеанской жизни – тем не менее, этот жанр, в дальнейшем, прочно займет свое место в киномузыке.

Александр Страхов

Звукорежиссер Курского кинофонда