История отечественной киномузыки III часть
История отечественной киномузыки
III часть
https://xn--h1admhga4a8e.xn--p1ai/index.php/novosti/istoriya-otechestvennoj-kinomuzyki-iii-chast#sigProId08df33bfe9
Пересыщенное музыкой кино второй половины 1950-х годов стало лимитировать ее использование в следующем десятилетии. Так, например, в культовом фильме «Девять дней одного года» режиссера Михаила Ромма (1961) музыки почти нет (исключение – «сцена в ресторане»). Высокие диалоги актеров о науке дополняются в звуковом ряде шумами атомно-технологического характера, что ассоциируется зрителем как вечный спор «физиков» и «лириков» того времени.
Такой демарш по отношению к киномузыке, классика советского кинематографа Ромма, хоть и не остался незамеченным, но и последователей не нашел. И хотя музыки в фильмах 1960-х годов стало значительно меньше, тем не менее, в кинематографе наряду с корифеями Шостаковичем, Крюковым и Богословским уже работали молодые композиторы - Микаэл Таривердиев, Андрей Петров, Александр Зацепин.
Интеллигент в музыке Таривердиев, создатель удивительных, угадываемых по первым нотам произведений, оставался интеллигентом и в киномузыке. Он умел оперировать предлагаемыми обстоятельствами и… одевать их в музыку. А режиссеры, если хотели добиться особого стиля и аристократичности в своих кинофильмах, в качестве композитора всегда приглашали Микаэла Леоновича: «Человек идет за солнцем» (1961), «До свидания, мальчики» (1964), «Король-Олень» (1969), «Семнадцать мгновений весны» (1973), «Ирония судьбы или.… С легким паром» (1975).
Едва кино стало звуковым, в нем прочно закрепилось понятие тандема режиссера и композитора. Такой тандем – почти всегда формула успеха фильма. Эйзенштейн – Прокофьев, Александров – Дунаевский, Пырьев – Крюков, позже Гайдай – Зацепин, Кончаловский – Артемьев, Тарковский - Овчинников – эта аксиома для киноведов уже не требует доказательств.
Андрею Петрову удалось создать не один, а несколько музыкальных тандемов. Помимо основных с режиссерами Эльдаром Рязановым («Берегись автомобиля», 1966; «Зигзаг удачи», 1968; «Старики - разбойники», 1971; «Служебный роман», 1977 и др.) и Георгием Данелией («Путь к причалу», 1962; «Я шагаю по Москве», 1964; «Осенний марафон», 1979 и др.), Петров успешно работал и с Роланом Быковым («Внимание, черепаха!», 1969), Алексеем Германом («Хрусталев, машину!», 1998), Станиславом Ростоцким («Белый Бим Черное ухо», 1977; «Из жизни Федора Кузькина» 1989). В то время в кинематографической среде ходила шутка, о том, что не Петрову повезло с режиссерами, а режиссерам с Петровым.
Если первые свои киноработы Леонид Гайдай создавал с разными композиторами, в основном с Никитой Богословским, то начиная с фильма «Операция Ы и другие приключения Шурика» (1965), его постоянным музыкальным соавтором стал Александр Зацепин. Их прочный тандем состоялся абсолютно случайно – в новом фильме Гайдая нужна была музыка, созвучная с ритмами танцплощадок. И Зацепин, в отличие от корифея Богословского, с этой задачей справился на «ура!». В историю киномузыки Александр Зацепин вошел не только как соавтор Гайдая и автор первого киномюзикла «31 июля» (1978), но и как новатор, экспериментатор, автор новых форм работы со звуком. Созданная его руками домашняя студия звукозаписи не имела аналогов не только в Советском Союзе, но и в странах соцлагеря.
Продолжая разговор о киномузыке 1960-х, хочется вспомнить еще одного яркого представителя той поры Вячеслава Овчинникова. Он - создатель музыки не только к фильмам Андрея Тарковского («Иваново детство», 1962; «Андрей Рублев», 1966), но и частый соавтор Сергея Бондарчука («Война и Мир», 1967; «Они сражались за Родину», 1975).
В киномузыке Овчинников вывел формулу вальса – не только как танца, а как «вальса-образа», как знака принадлежности к русскому бытию. Овчинников смог доказать режиссерам и музыкальным редакторам, что традиции русского вальса идут от Михаила Ивановича Глинки, и звучание вальса в кино всегда созвучно русской душе.
Формулу «вальса-образа», заложенную Овчинниковым, в дальнейшем в кино с успехом применяли Исаак Шварц («Звезда пленительного счастья», 1975; «Блондинка за углом» 1983), Евгений Дога («Мой ласковый и нежный зверь» 1978), а также другие композиторы. Даже звучание вальса в начальной музыкальной теме фильма-катастрофы «Экипаж» (1979, композитор Альфред Шнитке) – тоже формула «вальса-образа».
А как же, говоря о киномузыке 1960-х, не вспомнить еще одного выдающегося композитора – нашего земляка Георгия Свиридова. И хотя в историю отечественной музыкальной культуры Свиридов вошел, в основном, как вокально-хоровой композитор, а инструментальные его сочинения малочисленны, его композиторская фильмография все же внушительна и включает в себя 13 киноработ.
В кино Свиридов начал работать в конце 1930-х годов («Поднятая целина», 1939). На излете периода «малокартинья» композитором была создана музыка к биографическим фильмам – «Пржевальский» (1951), «Римский-Корсаков» (1952). Но свою самую значимую киномузыку Свиридов создал именно в шестидесятых годах («Воскресенье», 1960; «Метель», 1964; «Время вперед», 1965).
А когда режиссер Михаил Швейцер начинал снимать фильм «Золотой теленок» (1968), в качестве композитора в свою съемочную группу он пригласил именно Георгия Васильевича. Им были написаны даже три оркестровых темы: «Остап Бендер», «Автопробег» и «Паниковский». Вскоре из-за конфликта режиссера и композитора – Свиридов славился своим неуживчивым характером - договор о сотрудничестве был, к сожалению, расторгнут. Швейцер обратился за композиторской помощью к другому Георгию – Фритичу, именно его фамилия и указана в титрах фильма.
Однако, согласно исследованиям музыковеда Александра Белоненко, композиция, звучащая в теме «Автопробега», принадлежит именно Свиридову. Послушайте ее (а особенно 3 часть), и вы с удивлением обнаружите знакомые интонации из заставки новостной программы.
Завершая разговор о шестидесятых, хочется сказать, что в этот период киномузыка была очень разной. Кроме кинокомпозиторов, о которых было рассказано подробно, в кино творили: Александра Пахмутова («Девчата», 1961; «Три тополя на Плющихе», 1967, «Жили-были старик со старухой», 1969), Андрей Эшпай («Карьера Димы Горина», 1961; «Первый троллейбус», 1963; «Бабье царство», 1967), Олег Каравайчук («Город мастеров», 1965; «Короткие встречи», 1967; «Мама вышла замуж», 1969) и многие-многие другие.
Александр Страхов
Звукорежиссер Курского кинофонда